Методическая копилка

Педагог 21 века. 3.11.23
Педагог 21 века. 3.11.23
Урок Цифры .Сентябрь 2023
Урок Цифры .Сентябрь 2023

Конференция учителей технологии в БелИРо

Новые стандарты образования содержат мысль, что надо не просто учить, а необходимо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным. Чтобы учение стало потребностью, оно должно быть успешным. Создание ситуации успеха является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении. Ощущение успеха у школьника создается не похвалой учителя, а осознанием результативности собственных действий. Эти положительные результаты деятельности ученика должны обеспечиваться всей системой деятельности учителя.Главная задача учителя технологии - научить учащихся связывать знания теории с выбором практических действий на рабочем месте.Основой для правильного выбора решения по изготовлению изделия является совокупность знаний по нескольким темам, и если обучающийся правильно прочтёт чертёж, сможет правильно выбрать инструмент, технологию обработки, то цель будет достигнута. Это закрепление взаимосвязи отдельных учебных предметов и их взаимопроникновение друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что межпредметные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, их связи с окружающей действительностью, активизации подготовительной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у обучающихся. Межпредметные связи отражают комплексный подход, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Один предмет должен наполняться элементами другого Дифференциация же знаний, вызванная увеличением обособленного изучения и увеличения числа учебных предметов приводит к перегрузке программ и ослаблению физического развития ребенка, так как умственные перегрузки и присущая современному этапу гиподинамия отрицательно воздействуют на его всестороннее гармоничное развитие и не способствуют активной деятельности в окружающей действительности.

В процессе обучения на уроках технологии используются различные формы личностно- ориентированного развивающего обучения: элементы технологии проблемного обучения, ролевая игра на основе создания малых групп (бригад) сменного состава, учебно-познавательные мероприятия с элементами технического творчества.Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если учащийся постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Учащимся интересны нетрадиционные уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Широко используется обучение, при котором каждый учащийся работает в доступном ему темпе и выполняет задание, по сложности соразмерное с его навыками, умениями и способностями. Индивидуального подхода требуют не только отстающие, но «сильные» учащиеся, инициативные и сообразительные. Им подбираются более сложные задания, способствующие развитию творческого мышления, активности, самостоятельности. Такие качества учащихся, как дисциплинированность, организованность, умение поддержать общее дело, контактность являются основополагающими при выборе бригадиров.С целью организации контроля качества обучения и самоконтроля используются методы тестирования, разработанные по различным темам.Результатом работы можно считать стабильную успеваемость и качество знаний по технологии.Образовательная среда должна предоставлять возможность каждому учащемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. Основными требованиями к креативной образовательной среде являются высокая степень проблемности, принятие обучающегося таким, какой он есть и включение его в активную образовательную деятельность.

Педагогическая мастерская

 " Работа в парах на уроках технологии"

Уроки технологии основываются на предметно-практической деятельности. На теоретической части урока при актуализации материала использую фронтальную и индивидуальную работу. Чтобы сделать урок продуктивным, привлечь учащихся к активной работе, использую разнообразные формы «оживления» урока, поэтому стараюсь организовывать работу в парах или группах.Как правило, на практической части урока учащиеся работают индивидуально, каждый над своей поделкой. Но, наблюдая за ними, я заметила, что им нравиться выполнять работу сообща. Для организации практической деятельности делю ребят на группы. Эти группы называются бригадами. Как правило 2 бригады в классе, которые остаются до 8-го класса, если только мальчишки сами не захотят поменяться с кем-то. Назначаю бригадиров или ребята выбирают их сами (бывает по- разному). Для закрепления практических навыков на технологии работа в группе достаточно продуктивна. Задание для бригад может быть как одинаковым, так и разным.Бригадиры получают задание, доводят своей группе. Процесс групповой работы складывается из следующего:  Подготовка к выполнению группового задания в которую входит инструктаж о последовательности работы и раздача материала для работы группам.Групповая работа включает: знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе и обсуждение общего задания группы, после чего подведение итогов группового задания.Например, итоговым уроком по теме «Ручная обработка древесины и древесных материалов» в 7 классе для бригад можно предложить одинаковое творческое задание: Изготовление шкатулки. Бригады получают сборочный чертёж, чертежи каждой детали, технологическую карту изготовления изделия, материал для изготовления и инструменты. Между собой они должны договориться, кто что выполняет, и к концу урока каждая бригада представляет своё изделие. Каждый выполняет свою, порученную ему часть общей работы, индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей деятельности. Ученик знает, чем лучше он выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа бригады. В результате они могут оценить и свою работу и работу товарищей, обсудить результат совместной деятельности. Ребята получают возможность ещё раз проверить и закрепить свои умения и навыки, учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу своё мнение.Основная сложность заключается в вопросе оценивания. Прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на уроке, необходимо решить для себя - что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.Наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование межличностных отношений, является работа в парах.

Это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют работу, направленную на получение общего итога.Её можно использовать на любом уроке - вне зависимости от его типа, отводя для этой работы минут 10-15. В зависимости от типа урока технологии: на теоретическом уроке - возможная парная учебная работа - выполнение задания вместе, взаимопроверка устная или письменная. На практическом уроке - объяснение или ответ товарищу, выполнение задания вместе, взаимоконтроль выполненной работы.Пример работы в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью работы является организация помощи сильными учащимися более слабым. Такая работа является эффективной и на начальном этапе изучения темы, и в процессе повторения изученного. Те, кто отлично усвоил материал, выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, после чего организуется проверка выполнения работы пары. Стараюсь привлекать для этой работы хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом типе урока.Парная и групповая работа делают урок более интересным, воспитывают сознательное отношение к труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материалУ учащихся возникает возможность попробовать, испытать себя, проявить инициативу, умение, они входят в сферу обменов и отношений с другими людьми, обретают опыт оценивания ситуации и себя в ней, овладевать своими эмоциям

Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать